Олд Оса

О тексте

Написано 16 Jan 2011, размещено в рубрике Общее.

Поделиться:

Дума о внутреннем барабанщике

В каждом дне своя нота

Предыдущую часть читайте здесь.

Думал я думал, прикидывал и так и этак и вот к какому выводу пришел. Всё дело в подсознательной, неосознанной, но необоримой потребности любого человека в ритме. И этот ритм присутствует подсознательно в любой деятельности человека – не будем брать даже ритм в работе кузнеца или поэта.

Даже тихое продвижение сайтов, по данным Inweb, подвержено своим ритмам, в зависимости от тематики сайта, да и от внутреннего ритма вебмастера тоже зависит. Я вовсе не собираюсь сейчас повторять широко известные теории (давно подтвержденные практикой) о том, какую роль в физиологии человека занимают всевозможные ритмы (начиная от очевидного ритма сердцебиения и заканчивая туманным понятием «биоритмы»), о том, насколько эти ритмы важны, как пагубно влияют на здоровье сбои, и т. д., и т. п. Немножко не о том речь.

Я, скорее, о ритме в музыкальном понимании этого слова. И о заложенном в каждом человеке музыкальном восприятии мира. Гармоническое и мелодическое начала этого пласта восприятия выражены в интонировании речи. Именно модулируя высоту и громкость гласных, и регулируя длительность их звучания, люди придают нейтральной лексической конструкции необходимые функциональные значения (утверждение, вопрос, восклицание) и эмоциональную окраску. Но это имеет смысл. Это происходит не только «почему», но и «зачем». А матерные фонемы, на первый взгляд, прикладного значения лишены. Они лишь засоряют дискурс.

Дело, по-моему, в том, что в построении фраз устной речи активно участвует «внутренний барабанщик». Сам по себе русский язык, с точки зрения мелодики и ритмики, достаточно богат. Он позволяет выстраивать ритмически безупречные фразы. Причем, чем богаче словарный запас человека, чем сложнее конструкции предложений устной речи, тем проще расположить слова в порядке, обеспечивающем оптимальное чередование ударных и безударных слогов. То есть в этом случае говорящий обходится лишь НЕОБХОДИМЫМИ для выражения своей мысли словами. Но если словарный запас человека беден, если он изъясняется преимущественно рублеными, простыми фразами, то тут-то и просыпается «внутренний барабанщик».

И свой протест против аритмичности рубленых конструкций он выражает добавлением в каждую фразу дополнительных ударных и безударных слогов, необходимых для оптимизации ритма. Судите сами. В качестве бессмысленных паразитов в основном используются фонемы «б…» и «на х..». Теперь обратите внимание: «Б…» – это чистый ударный слог, один акцентированный удар; «На х..» – это два слога, первый из которых ударный, а второй идёт безударным «прицепом»; слабая доля в музыке.

Народ свои не слишком гармоничные именно с точки зрения ритмики рубленые фразы подсознательно доводит до интонационно-ритмической «устойчивости», добавляя в нужных местах один или «полтора» ударных слога (то есть просто сильную долю, либо тандем «сильная плюс слабая доля»), носителями которых эти самые «б…» и «на х..» являются. Впрочем, следует заметить, что в отдельных случаях фонема «б…», не теряя ударности, играет роль дополнительной слабой доли. Собственно, с таким же успехом эту функцию могут исполнять два любых слова, аналогичных по ритмической структуре. Например, «кряк» и «лапоть»

Читайте окончание.

Константин Андреев.

2 Comments

  1. […] Читайте дальше. […]

  2. […] Предыдущую часть читайте здесь. […]

Leave a Reply

Олд Оса

Свежие статьи

Недавние комментарии