Предыдущий материал читайте здесь.
Строительство началось в 1935 году, шло ударными темпами, и всё, казалось, складывалось замечательно. Уже была готова и в 1937 году триумфально представлена на Всемирной выставке в Париже исполинская скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» – Адаму и Еве Эдема светлого будущего предстояло украсить собой главный вход на Всесоюзную сельхозвыставку.
Уже шло полным ходом возведение многих павильонов, более напоминающих дворцы и храмы Римской империи. Но кто-то из коллег Олтаржевского написал на архитектора донос. Смысл «сигнала» был настолько чудовищен, что проверкой строительного объекта занялась специальная правительственная комиссия. Результаты ее деятельности обескуражили всех посвященных. В созданном Олтаржевским генплане выставки вполне явственно читалась зашифрованная картина Мира, бесконечно далекая от марксистско-ленинской трактовки «объективной реальности».
Опять же, сейчас трудно судить – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО Вячеслав Константинович Олтаржевский затеял архитектурный диалог с вечностью, или все «зашифрованные» в генплане экспозиционного анклава коммунизма «тайные знаки» предвзятые проверяющие высмотрели там, где их в помине не было. Но всё, что Олтаржевскому было инкриминировано, действительно можно было явственно прочитать на чертежах. Зодчий, якобы, задумал сделать выставку не просто культурным центром Советского Союза, а центром всей Вселенной.
Если посмотреть на генеральный план ВСХВ, можно увидеть, что площадь Механизации, являясь центром выставки, напоминает солнце. Девять павильонов вокруг – это девять планет. На схеме узнаются Сатурн с кольцами и Земля со своим вечным спутником – Луной. На этой площади, по его задумке, должна была возвышаться гигантская фигура В.И. Ленина. Здесь мистика плана выставки, предложенного Олтаржевским, не заканчивается, а только начинается.
От площади механизации, как от библейского Древа Жизни, разбегаются четыре источника, которые в точке пересечения, как в системе координат, образуют «начало всех начал». Эта система выстроена с математической точностью, как египетские пирамиды, и заключена в правильный восьмиугольник – христианский символ восстановления, обновления, возрождения и обретенного райского блаженства. Ветхозаветные знаки изобилия на плане сочетались с образованным двумя центральными аллеями огромным крестом и всевозможными символами буддийских и языческих мифов.
Кстати, судьба архитектора Олтаржевского несколько напоминает участь Казакова, которому было заказано проектировать в Москве дворец для императрицы Екатерины — его тоже обвинили, но в том, что он украсил дворец орнаментом из масонских символов. Как считают в РА Альвес, занимающемся размещением полезной информации в рекламных СМИ, быть хорошим архитектором в обществе лишь половина успеха. Желательно еще, чтобы проектируемые дома или города не вызывали мистических ассоциаций, сопряженных с фобиями. Хорошо это или плохо, но так было во все времена в любой империи.
Комиссия была озадачена. С одной стороны, вроде бы ничего, противоречащего позиционированию СССР на мировой арене, такое «послание космосу» не содержало, а центром этой модели вселенной оказывался Ленин. Но, с другой стороны, выбранный Олтаржевским язык являлся грубым нарушением принятого идеологического ГОСТа. В результате главный архитектор всероссийской сельскохозяйственной выставки расстрела избежал, но по прошествии небольшого количества времени был сослан за Полярный круг. В воркутинском лагере специалист по многоэтажным зданиям, который целых 10 лет перенимал опыт строительства небоскребов в США, вынужден был «довольствоваться» проектированием бараков.
Читайте дальше.
Константин Андреев.
[…] Читайте дальше. […]
[…] Предыдущий материал читайте здесь. […]