Олд Оса

О тексте

Написано 09 Aug 2013, размещено в рубрике Что бывало.

Таги:

,

Поделиться:

Имперский национальный проект

Имперский национальный проект

Предыдущий материал читайте здесь.

То, о чем я расскажу дальше, настолько удивительно и необычно, что считаю необходимым указать источник информации. В 2009 году, к 65-летию ВДНХ, по «Первому» каналу был показан документальный фильм «Архипелаг вечного завтра», посвященный истории державной выставки.

Почти вся развернутая информация, размещенная в интернете, слово в слово повторяет текст за кадром этого фильма. Не берусь судить о том, какой источник первичен, и кто у кого что «заимствовал». Ручаюсь лишь за точность собственного пересказа – перед тем как начать работать над этой статьей я специально ещё раз посмотрел телевизионный фильм.

Итак, в 1924 году благонадежный, авторитетный и вполне успешный архитектор Олтаржевский был отправлен в длительную командировку за океан — изучать опыт строительства небоскребов в США. То ли объем этого самого опыта оказался неподъемным, то ли в СССР небоскребы были не слишком востребованы, но и 10 лет спустя, в 1934 году, Олтаржевский все еще находился в Северной Америке. Между тем прошедший в начале 1934 года XVII съезд ВКП(б), подводя итоги первой пятилетки и планируя основные свершения второй, взял курс на полный запрет в стране частной собственности, окончательную ликвидацию многоукладности экономики и вытекающую из этого тотальную коллективизацию крестьян. Речь шла уже не о форме хозяйствования, а о неотвратимом «национальном проекте».

Мудрые политтехнологи, понимая, что для более-менее производительного труда аграриев, помимо кнута «обязаловки», необходим некий недорогой пряник и, очевидно, обратившись к опыту христианской идеологии, в основе которой лежит обещание компенсации за все земные страдания в виде Царствия Небесного после смерти, решили смоделировать показательный крестьянский рай на земле, благо Первая сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка возложенные на нее надежды, вроде бы, оправдала. Возникла идея создать исполинский выставочный центр, наглядно демонстрирующий посетителям успехи социалистического сельского хозяйства де-юре и обещанное государством Светлое Будущее де-факто.

Отдельно следует отметить, что основная масса средневозрастного населения была физически и психологически истощена темпами индустриализации. Революция, гражданская война, разруха, жизнь впроголодь, и изнуряющий обязательный труд привели к тому, что большинство людей элементарно нуждались в недорогом отдыхе в относительно комфортных условиях. То, что сегодня предлагают компании как отдых выходного дня, не обременяющий средний семейный бюджет, – просто выехать на два дня из Москвы, забыть про завод или контору. Или наоборот: улететь на целую неделю за край света и забыть на время о взносах, соцсоревновании и утренней гимнастике из радиоточки, то, что сейчас по деньгам любому менеджеру среднего звена а даже и кухарке. Очевидно, что возможность путешествовать могла заставить задавать неподходящие вопросы, в то же время это могло бы помочь выпустить пар. Но государство не считало это первостепенно важным — он вкладывало огромные деньги исключительно в символы заботы о человеке.

Именно тогда Олтаржевский был отозван из США и назначен главным архитектором будущей выставки. За одну сентябрьскую ночь 1939 года пустыри, свалки и болота в подмосковном Останкино силами НКВД были полностью «очищены» от осевшего в этих местах цыганского табора. В этих, имеющих, кстати, дурную мистическую славу, местах должна была начаться грандиозная стройка. По замыслу Олтаржевского предстояло создать целый выставочный город, капитальные павильоны которого должны были поражать своим монументальным величием. К их проектированию были привлечены лучшие зодчие и художники страны. Главный архитектор сосредоточился на разработке генерального плана.

Читайте дальше.

Константин Андреев.

Связанные записи

Leave a Reply

Олд Оса

Свежие статьи

Недавние комментарии