Олд Оса

О тексте

Написано 03 Nov 2010, размещено в рубрике Что бывало.

Поделиться:

21 августа – день Стрибога

Крупа, монетки и лепестки цветов - на счастье

Начало читайте здесь.
Современные производители зерна, могут позавидовать предкам-славянам, единственной заботой которых было выращивание и сбор урожая. С этим у нынешних земледельцев проблем почти не возникает, зато у пращуров не болела голова по поводу закупочных цен, транспортировки, хранения и, в конечном счете, – прибыльности сельхозпроизводства.

Череда языческих праздников (функции которых, в отличие от праздников современных, не ограничивались увеселениями, а имели сугубо практическое, прикладное значение), связанных с «дозреванием» и сбором урожая, начиналась в конце лета.

Празднества в честь Стрибога приходились, вероятно, на первый день последнего летнего месяца (21 августа по новому стилю). Стрибог – в восточнославянской мифологии бог ветра, родившийся из дыхания Рода. Имя его восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». По некоторым версиям, Стрибог – одно из имен верховного славянского бога Рода или его ипостась прародителя, отца всех прочих богов. Почему бога ветров чествовали в конце лета? Скорее всего, в той фазе созревания зерновых, когда колосья уже вытянулись, налились и потяжелели, именно ветер представлял собой главную опасность для «без пяти минут» урожая. Именно сильные ветры могли «положить» на землю все возделанное поле, что очень и очень затрудняло уборку хлеба.

Народный календарь в эти дни изобилует пословицами в части ветров – внуков Стрибога: «Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету», «Мироны-ветрогоны пыль по свету гонят, о красном лете стонут». Вообще все ветры – студеные и тёплые, бури и ласковые дуновения почитались славянами как дети и внуки Стрибога. Некоторые из них даже имели собственные имена: Посвист, Сиверко, Подага, Полуденник и Полуночник.

Отмечая день Стрибога, наши пращуры жертвовали ему лоскуты, ленты, крупу, зерно, муку, кашу, хлеб, разбрасывая и рассеивая всё это по ветру в поле или вокруг жилища и вымаливая угодных для урожая ветров, на женщинах лежала доставка живых цветов, они плели венки на голову и после исполнения ритуальных танцев сжигали их или бросали в воду.

А вот со смерчами и вихрями наши отважные предки бились как со вполне материальными врагами – бросали в них ножи, камни, били палками. Не отсюда ли в языческой мифологии «растут уши» у всяческих «змеев поганых» и прочих «чудо-юдо»?
Читайте дальше.

Константин Андреев.

2 Comments

  1. […] Чем производительнее с веками становились орудия труда, чем совершеннее технологии охоты, рыбалки и земледелия, тем в меньшей степени люди зависели от капризов природы. И необходимость постоянно обращаться к узкоспециализированным богам постепенно отпала. Актуальной стала идея централизованной власти, то есть единого, бога, способного решать некие глобальные проблемы. Надо полагать, что когда раковины перестанут засоряться, а бачки течь (должно же человечество рано или поздно выйти на такой уровень развития!), когда люди победят все болезни, а соседи будут сознательны, сантехники и участковые лишатся в наших глазах своей божественной значимости, и мы вспомним о Президенте, и станем обращаться исключительно к нему – со своими мыслями об идеальном государственном устройстве и разумной внешней политике. Читайте дальше. […]

  2. […] материал читайте здесь. Род – верховных славянский бог, в монотеизме […]

Leave a Reply

Олд Оса

Свежие статьи

Недавние комментарии