Олд Оса

О тексте

Написано 03 Ноя 2010, размещено в рубрике Что бывало.

Поделиться:

Осенние праздники древних славян

Последние теплые денечки

Сентябрь богат не только на грибы да яблоки, но и на славянские языческие праздники. Наши предки, основными занятиями которых были охота, рыбалка и возделывание земли, всецело зависели от природы, от её капризов и прихотей, и потому нет ничего удивительного в том, что славяне считали себя частью её, её детьми, плотью от её плоти. А поскольку «плоть» окружающей среды являла себя порой причудливо и непредсказуемо, попытки понять суть явлений обернулись их обожествлением.

Вполне объективный календарь сельскохозяйственных работ, с одной стороны, и языческое понимание мира, с другой, в сумме составили «методику» повседневной жизни, которой мы пользуемся по сей день. И именно к графику сельхоз работ древними славянами привязывалась организация свадеб банкетов — окончание сбора урожая были поводом и для пира, и для свадьбы. И сегодня пик свадеб в России традиционно приходится на осенний и зимний периоды.

ПРЕЗИДЕНТ РОД И БОГ САНТЕХНИКИ
Начать хочу с тезиса небесспорного и смелого: появление монотеизма как формы мировоззрения стало возможным только благодаря развитию средств производства и совершенствованию аграрных технологий.

Суть в следующем. Когда у нас засоряется раковина или начинает течь сливной бачок в туалете, мы обращаемся не к Президенту, а к сантехнику. Когда мы заболеваем, то вызываем не Президента, а врача. Когда соседи регулярно не дают ночью спать, мы жалуемся не Президенту, а участковому. И так далее, и тому подобное. Все наши повседневные проблемы решают узкие специалисты, каждый из которых компетентен в какой-то конкретной области жизни и быта. Полномочия президентской власти большинством обывателей (в самом необидном смысле этого слова) оказываются попросту не востребованы. В этом и заключается упомянутая выше «языческая» методика.

Тысячи лет назад древние славяне к решению проблем подходили с аналогичным рационализмом. Именно несовершенство орудий их труда и аграрных технологий всецело ставили процесс выращивания и сбора урожая, равно как и успехов охотников и рыболовов, в зависимость от погодных условий. Нет ничего удивительного в том, что славянские боги были узкими специалистами: один отвечал за дожди, другой – за ветра, третий – за грозы, четвертый – за урожайность посевов и т. д. К каждому из них обращались по мере появления той или иной проблемы, связанной с природными стихиями и календарем.

Чем производительнее с веками становились орудия труда, чем совершеннее технологии охоты, рыбалки и земледелия, тем в меньшей степени люди зависели от капризов природы. Да и средства спасения во время стихийных природных катаклизмов совершенствовались — огнетушители, спасательные жилеты, МЧС — все это гораздо лучше нас защищает от катастроф, чем наших предков даже 200 лет назад, которые не имели всего этого. И необходимость постоянно обращаться к узкоспециализированным богам постепенно отпала. Актуальной стала идея централизованной власти, то есть единого, бога, способного решать некие глобальные проблемы.

Надо полагать, что когда раковины перестанут засоряться, а бачки течь (должно же человечество рано или поздно выйти на такой уровень развития!), когда люди победят все болезни, а соседи будут сознательны, сантехники и участковые лишатся в наших глазах своей божественной значимости, и мы вспомним о Президенте, и станем обращаться исключительно к нему – со своими мыслями об идеальном государственном устройстве и разумной внешней политике.
Читайте дальше.

Константин Андреев.

One Comment

  1. […] читайте здесь. Современные производители зерна, могут позавидовать […]

Добавить комментарий

Олд Оса

Свежие статьи

Недавние комментарии