Олд Оса

О тексте

Написано 05 Ноя 2010, размещено в рубрике Что бывало.

Поделиться:

8 сентября — Род и рожаницы

Принесение даров рожаницам

Предыдущий материал читайте здесь.
Род – верховных славянский бог, в монотеизме тождественный одновременно и богу-Отцу, то есть создателю Мира, и святому духу, то есть непостижимой божественной сути.

По поводу Рожаницы обратимся к Википедии: «Рожани?цы – женские божества плодородия в славянской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага. Рожаницы – покровительницы как рождаемости, так и урожайности, духи плодородия, рождения новой жизни. Возможно, рожаницы были земледельческой трансформацией благожелательных берегинь. Рожаницы всегда упоминаются совместно с мужским божеством Родом и, как правило, существуют в паре (в древнерусском языке использовалось не множественное, а двойственное число при употреблении понятия «рожаницы»).

В данном случае древние славяне относились к рожаницам, как страховому агентству, и в разных славянских группах был свой рейтинг компаний по добровольному медицинскому страхованию — богинь, следящих за здоровьем матерей и отцов. Отдельно приносились дары за будущих и родившихся детей, за их здоровое развитие в надежде получать качественные услуги по договору медицинского страхования детей. Сейчас трудно сказать, насколько подобные верования помогали размножаться и процветать древним славянам, поскольку им на смену пришли уже церковные молитвы, обряды и таинства после распространения на континенте христанства.

Русские рожаницы сходны с греческими мойрами, римскими парками, славянскими суженицами. Изображаются в классической позе рожающей женщины или в виде лосихи с рогами на голове. Для всех видов рожаниц характерна распластанность, широкая раскинутость конечностей. Годовой праздник рожаниц приурочен к празднику урожая».
Нетрудно понять, что праздник, посвященный подобному тандему, был связан не только с плодородием земли, но и с «преумножения» жизни в детородном проявлении коловращения.

После зачина (протокольной части мероприятия), в ходе которого прославлялись Род, Лада и Лель (а может быть – Леля) – о двух последних – чуть ниже, начинался театрализованный обряд «Похороны мухи». Пойманную и убиенную муху (таракана, комара, осу) помещали в вырезанную из моркови домовину, торжественно относили на пустырь и предавали земле, символически обозначая зимнее оцепенение насекомых. Полагаю, смысл обряда сводился к демонстрации того, что «мы», дескать, помним о смерти и не ропщем по поводу вечного круговорота бытия-небытия в природе.
После дипломатичного выражения согласия с естественным порядком вещей, наступало время обозначения себя в этом порядке. Нетрудно посчитать, что ребенок, зачатый в начале сентября, родится в мае, то есть именно тогда, когда сама природа возрождает (рожает) все живое.

И начинались игрища, символизирующие создание семьи. Две девушки, ряженные лосихами, показывались на короткое время из леса и тут же убегали. Вдогонку пускались парни-«охотники». Когда девиц наконец излавливали, одну из них тут же отпускали (свобода выбора, мол?), а вторую вели к капищу, где… тоже отпускали, предварительно поругав за то, что заставили молодцев долго бегать. Заканчивался праздник рожаничным пиром, на котором славяне лакомились творогом, яйцами, сыром, олениной или говядиной, овсяной кашей и ягодным вином.
Читайте дальше.

Константин Андреев.

2 комментария

  1. […] А вот со смерчами и вихрями наши отважные предки бились как со вполне материальными врагами – бросали в них ножи, камни, били палками. Не отсюда ли в языческой мифологии «растут уши» у всяческих «змеев поганых» и прочих «чудо-юдо»? Читайте дальше. […]

  2. […] материал читайте здесь. К концу первой трети сентября становилось […]

Добавить комментарий

Олд Оса

Свежие статьи

Недавние комментарии