Занятие кустарными промыслами улучшало благосостояние крестьянина: давало ему возможность лучше удовлетворять все свои нужды — лучше питаться и одеваться, улучшать свои жилищные условия. Улучшение же материального благосостояния и быта крестьянина по идее должно было вести и к улучшению его здоровья, но почему-то в условиях советской экономики привело к тому, что крестьяне совсем обленились к концу ХХ века.
Но большевики в двадцатых годах все больше заботились о другом — чтобы здоровые крестьяне больше в поле пахали и сеяли, наращивали темпы, увеличивали урожайность и надои, которые нужны были Сталину для продажи за рубеж — он на вырученные деньги индустриализацию затеял делать. А вот в отношении инвалидов Советская власть такую политику проводила — пусть занимаются, чем угодно, только бы пособий не просили у государства и прочей помощи. Поэтому ограничивались лишь тем, что писали статейки о том, как улучшить условия труда кустарей.
Прежде всего, по большей части все кустарные работы производились в общем помещении крестьянской семьи, то есть в той же избе, где все и спали, и ели, и отдыхали. В зимнее время эта изба у крестьянина-кустаря превращалась в мастерскую: тут и столярничал, и красил, и ткал, и корзинки плел, и щетки делал, и метлы вязал. Тут же находились и малые лети, учились у папки ремеслу исподволь, помогали, те, кто постарше, тут и стряпали пищу и стирали бель — не жировали особо. Понятно, что воздух, и без того тяжелый в крестьянских избах, становился при таких промыслах совсем невозможным — и от пыли, и от грязи, и от различных испарений.
Правда, около 20% от всего числа кустарей, как показало обследование 1925 года, работало в отдельных помещениях, то есть не в общих избах, а в специальных пристройках, но и эти помещения обычно были неудобны: они тесны, грязны, холодны, плохо проветривались. Другой недостаток помещений, где работали кустари (была ли это общая изба или отдельное помещение) — это плохое освещение. Обычно кустари работали не только в течение дня, но и по вечерам. Освещение при этом было самое скудное; плохонькая керосиновая лампочка на несколько человек. От этого портилось зрение, но куда крестьянину деться — разрекламированная в СМИ того времени «лампочка Ильича» где-то задержалась в пути к крестьянскому быту.
Некоторые современные историки и экономисты считают, что в силу ошибок в построении структуры советского коллективного сельского хозяйства, которое проводилось грабительскими методами, насильно, с жестким репрессивным драйвингом, в итоге к концу правления КПСС в России произошел окончательный уход трудового духа из сельского населения. И даже кустарей уже осталось мало — люди воровали все, что плохо лежит и продавали из-под полы, в том числе и саму сельхозпродукцию. Но самое главное не в этом, например, во многих деревнях близ Москвы уже в семидесятых годах стало популярным на лето сдавать дом в Подмосковье жителям мегаполиса. Это же было и вокруг других крупных городов.
Нельзя сказать, что люди разучились работать, дело было в другом — никуда не уйти от природы крестьянина-хозяина, он станет пахать по-настоящему только если будет видеть перспективу обогащения своей жизни за счет труда. А иначе, зачем его раскрепостили в конце XIX века? И за эти годы к 1917-му было достаточно крестьян, которые уже не знали, что такое барщина и вовсе.С 1867 до 1917 за 50 лет уже полностью сменилось поколение — бывших крепостных крестьян уже не осталось в деревне. Большевики немного припоздали со своей революцией, им бы лет на 30 раньше взять еще крепостных, тепленькими. А так они получили уже не послушное стадо, а людей, которые хоть в какой-то мере осознали, что такое свободный труд.
[…] роду производства наши сельские кустарные промыслы чрезвычайно разнообразны. Больше всего у нас крестьян-кустарей, занятых […]