Олд Оса

О тексте

Написано 29 Mar 2011, размещено в рубрике Что бывало.

Поделиться:

Борьба со знахарями в советской деревне (часть 1)

Знахарь заговаривает снадобье.

Знахарство на селе было в России практически во все времена и после крещения Руси. Но оно различалось на “темное” – настоящее колдовство) и “повитушничество” – это были не колдуньи, а народными средствами родовспоможеницы и по прочим женским хворям целительницы, они обычно лечили не столько приговорами, сколько травами и прочими отварами. О том, было ли распространено в русской дореволюционной деревне такое явление, как аборт, информации мало, народ все же был православный, Бога боялся.

Другое дело, когда укрепилась в России власть большевиков после окончания Гражданской войны. Понятно, что церковь разогнали, знахарки тоже притаились, светской медицины еще не наладили в большинстве поселений. Еще если деревни вдоль судоходной реки были, то запускали специальные санитарные пароходы, которые курсировали с медиками на борту. Проплывет эдакий теплоход Радищев раз в два месяца, а что делать в остальное время. И поскольку не осталось в деревне надзора за нравственностью в виде приходских батюшек, народ одичал – и бабы начали беременеть непонятно от кого, и колдуньи всякие приободрились.

В письме из Новгородской губернии описывает селькор подвиги «бабки Маркелихи, абортницы», которая абортами «погубила не одну женщину». Пишет товарищ Савинский из Псковской губернии, Велижского уезда:

“Одним из самых ужасных зол нашей деревни является знахарство, распространившееся за последнее время на аборты. Темная баня, солома на полу, какая-нибудь старуха-знахарка, возящаяся около больной женщины — картина не редкая. Аборты делаются веретеном или ржавой вязальной спицей. Между тем Советская власть разрешает производить аборты в хороших больничных условиях. От других болезней знахарки лечат нашептыванием, заговорами, святой водой, разным зельем. По нашей волости особенно развиты подпольные аборты. Волостной женорганизатор принимает все зависящие меры. Одна знахарка уже выявлена, и дело находится у прокурора”.

Жительница села на приеме у знахаря.

Периодически таких знахарок арестовывали представители власти, но достаточно быстро вынуждены были отпускать. Дело в том, что до летальных исходов их деятельность доводила крайне редко, но и в этих ситуациях родственники умершего человека по вине знахарки боялись давать показания против (верили в колдовство, боялись мести). Да и в суде такие дела “разваливались” – знахари же не удерживали людей от того, чтобы те обращались за помощью к медикам. Просто светская медицина появлялась на селе в середине двадцатых годов крайне редко.

Читайте окончание.

One Comment

  1. […] я упомянул в предыдущем материале отношения со знахарями у самих местных жителей были […]

Leave a Reply

Олд Оса

Свежие статьи

Недавние комментарии