Олд Оса

О тексте

Написано 20 Ноя 2011, размещено в рубрике Коротко.

Таги:

Поделиться:

Наши лауреаты WORLD PRESS PHOTO 1955 — 2010

Парадный вход в МВЦ «Рабочий и Колхозница». Москва. 2011 год.

Татьяна еще в четверг сообщила, что имеет пожелание в уикенд отправиться потусить среди социума. Чтобы исключить кривотолки, сразу сообщу, это означало всего лишь предложение посетить выставку фотографий советских и российских лауреатов WORLD PRESS PHOTO 1955 — 2010, которая проходит с 15 по 26 ноября в новом выставочном манеже МВЦ «Рабочий и Колхозница».

Признаться, я достаточно хорошо осведомлен о том, что снимали советские и российские фотографы репортажники за последние семьдесят лет. Репортажное фото никогда меня особо не привлекало, но особенно скучными мне всегда казались потуги отечественных фоторепортеров. Однако, через призму оценки этих фотографий жюри конкурса WORLD PRESS PHOTO я никогда советскую репортажку не видел прежде. К тому же, подумал я — только самый ленивый москвич еще не побывал у знаменитого творения скульптора Мухиной «Рабочий и Колхозница» после завершения его реставрации и вознесения на крышу нового Малого Выставочного Центра. При всем этом и пожелания Татьяны для меня играли далеко не самую последнюю роль. И вот в субботу мы отправились ближе к обеду на ВДНХ.

Памятник «Рабочий и Колхозница» после реставрации. Москва. 2011 год. Не самая приятная погода на пути следования от метро к памятнику (мокрый снег, переходящий в дождь или наоборот и порывистый северо-западный ветер) не способствовали тому, чтобы нам особо задерживаться в пути, но перед входом в Выставочный центр я немного задержался, поскольку, набравшись мужества, сделал тройку фоток нового вида этого комплекса. Зато внутри МВЦ «Рабочий и Колхозница» нас встретил приятный интерьер, добродушный охранник, не ставший меня досматривать вручную после того, как металлодетектор предупреждающе запищал. Я просто показал ему фотоаппарат, и он пропустил. Мы оставили в гардеробе верхнюю одежду и отправились к кассе. Стоимость билетов для взрослых весьма доступная — 80 рублей на каждого человека. За такие деньги я готов смотреть любую экспозицию занудных и бездарных отечественных лауреатов WORLD PRESS PHOTO 1955 — 2010.

Вся экспозиция последовательно расположена в холлах трех этажей (с четвертого по второй). На четвертый нас на лифте направила билетерша, а дальше мы уже спускались по пологим пандусам (МВЦ «Рабочий и Колхозница» оборудован с учетом возможностей инвалидов по международной сертификационной системе). Но на четвертом этаже нас встретила сначала экспозиция портретов известного фотографа Мелихова. Он вашпе не лауреат ни разу WORLD PRESS PHOTO, видно, это был бонус из весьма занудных портретов, как мне показалось. Когда мы рассматривали портрет Егора Гайдара, Татьяна обнаружила стоящую не к месту чашку на полу перед сидящим в кресле бывшим премьер-министром. Действительно, ее хотелось пнуть ногой, но имидж Гайдара мотивировал сдерживать непроизвольные инстинктивные деструктивные порывы. А потом пошли смотреть непосредственно лауреатов.

Скажу так о своем впечатлении, я заранее ни на что не рассчитывал, ибо знал, что большинство сторон жизни нашего общества в СССР, которые официально освещались в нашей прессе, составляли в те мирные годы (60-70-е): внутренний туризм, спорт, отдых (преимущественно с национально-патриотической и социалистической подоплекой), продемонстрировано все это было именно отобранными международным жюри луареатами отвратительно. Еще менее приятно было наблюдать фото по теме Афганской войны, положения заключенных и всевозможных инвалидов на голову, которые стали популярны в СССР после того, как Михаил Горбачев позволил в стране «свободу слова». Девяностые годы также отображены были кровью в Чечне, лицами бандитов и бомжей. Странно, но я в эти годы как то жил иначе — то есть, не воевал ни с кем, не был бандитом, не бомжевал, и всех моих знакомых и родственников сия участь тоже миновала. Наверно, этот срез жизни обычных граждан России не интересовал ни фоторепортажников, ни комиссии WORLD PRESS PHOTO. Из обычной мирной и здоровой жизни были только фото голых девиц в сельской бане и парочка занятных эвенкийских охотников, поедавших в чуме солонину.

В последнем зале выставки милая дама бальзаковского возраста добродушно предложила нам оставить отзывы о выставке в альбомчике. Мы вежливо уклонились, и присели в глубине зала на диванчик (у Татьяны ломило поясницу немного). Я сказал, что абсолютно не имею, что написать в качестве отзыва (матюги исключались), однако оба мы решили, что представленные работы лауреатов WORLD PRESS PHOTO 1955 — 2010 очень неполно и весьма перекошенно демонстрировали жизнь нашего общества и государства за прошедшие пятьдесят с лишним лет. Однако Татьяна нашла приличное выражение в альбомчик своих впечатлений. Прозвучало это так: «м-м-м-м-м» (с интонацией, выражающей скепсис). Она успела пожить в СССР лишь на излете империи в восьмидесятых (в детстве). И позже добавила — «по этим фото не видно ничего, что можно было бы идентифицировать, как жизнь людей в эпоху правления КПСС, слишком все тускло и кастрировано». А я задумался — отечественное пресс-фото, ведь именно таким и было, и, к сожалению, таким и осталось (пока), по моему скромному мнению.

One Comment

  1. Место искусства в постиндустриальном мире
    24 ноября 2011

    […] посещения выставки WORLD PRESS PHOTO 1955 – 2010 на прошлой неделе и последовавшего вечернего […]

Добавить комментарий

Олд Оса

Свежие статьи

Недавние комментарии