Пожалуй, каждый в детстве любил книжки, где текста поменьше, а картинок побольше. Во все времена чаяния детей не меняются, меняются только художники, иллюстрирующие детские книжки. Мне в руки попала очень интересная книжка для детей «Рыбы», выпущенная в издательстве «Культура» в начале 30-х годов в СССР. Интересным для меня, прежде всего, является то, насколько грамотно размещены в квадратном поле достаточно динамичные сюжеты.
Я так и не нашел в интернете информацию, ни о художнике О. Вакаре, ни о Плесковской (что там делал автор, непонятно – текста в книжке нет абсолютно). Давайте посмотрим, как разместил рыб в квадрате художник.
Квадрат, как поле для размещения композиционного решения изображения, достаточно неудобная форма, если квадрат не полностью «черный», как у Малевича. При том, что квадрат является достаточно уравновешенной и гармоничной фигурой, он уязвим, если начинать в квадрате размещать движение.
Любая неточность – и квадрат начинает «заваливаться» вправо или влево, и этим он труден. Пластичные тела рыб и предполагаемая водная среда позволяют реалистично пригасить динамичность движения рыб, выгодно изгибать их формы – но все равно трудно. Вернее, доступно только профессионалам.
Российская авангардная школа изобразительного искусства насчитывала огромное количество более или менее известных художников в начале ХХ века. Все они были застигнуты врасплох переворотом большевиков, многие остались не у дел, и к началу тридцатых были на грани выживания. Чтобы прокормиться, художники брались за любую работу, предлагаемую большевицким агитпропом, были заказы и от неагитационных издательств.
Вот такие книжки, такие рисунки, демонстрирующие талант русского художника, о котором и информации то никакой не осталось, только рисунки – это уникальная возможность. Повседневные заботы всегда с нами пребудут, а это то, что уже в вечности. Желаю всем приятного просмотра.
[…] Рыбы в квадрате […]