Как оказалось, мы рано радовались двадцать лет назад, когда автомобили стали доступны нашему потребителю без очередей, любые (лишь бы денег хватило), включая иномарки. В СССР нам язвительно напоминали, что автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения. И первые десять лет мы буквально наслаждались тем, что в России автомобиль перестал быть профкомовской наградой или делом всей жизни (в смысле накопить на него). Но, как оказалось, радовались мы рано.
Автомобиль в России постепенно трансформировался из средства передвижения в источник доходов – государства и надзирающих от его имени, естественно (а также ряда торгующих в потребительском секторе товаров). Первый звоночек прозвучал еще в 2001 году, когда запретили разговаривать по мобильнику во время управления автомобилем. Правильно? Безусловно – внесли поправки в ПДД. Вы думаете, что кто-то рассчитывал на то, что перестанут разговаривать? Сомневаюсь, зато появился новый повод для штрафа, и на ура начали разлетаться (достаточно дорогие еще в то время) беспроводные телефонные гарнитуры.
Потом вдруг возникла идея обязательного страхования ответственности, но не по стоимости автомобиля, а по мощности двигателя. Таким образом, пенсионер-владелец «Волги» ГАЗ-31 с объемом двигателя 2.5 куба вынужден платить те же деньги, что владелец среднемощного «мерседеса» Е-класса. И снова – нужно страховать ответственность водителя? Однозначно, и именно в обязательном порядке для всех. Только вот, согласитесь, молодой среднеобеспеченный владелец «мерседеса» без особого ущерба выложит три, пять, семь тысяч за ОСАГО. Ту же сумму пенсионер уже будет копить. И еще один нюанс, связанный со страховщиками. Почему-то те, кто несет материальную ответственность в случаях попадания в ДТП застрахованного клиента, не впускаются в нишу контроля технического состояния автомобиля. ГИБДД, по уму, должно лишь контролировать состояние автомобиля в эксплуатации, а не выдавать разрешительный техталон. Не полиция несет за эту технику материальную ответственность, а страховщики и автовладелец.
И вот мы привыкли немного к ОСАГО, теперь уже добрались и до содержимого пассажирского салона – детей теперь можно перевозить только в специальных креслах. И снова, ведь не придерешься, все правильно, по нормам безопасности страховочные ремни в салоне не страхуют ребенка, если его не посадить повыше. Все бы так, если бы не одно «но», о котором все успели уже забыть. Изначально речь шла о том, что можно либо специальное кресло ставить, либо иные заменяющие его подручные средства, например, подушку с дивана. Технологически задача выполнена, ребенок сидит на возвышении пристегнутый. А вы докажите это инспектору ГИБДД. Ну, а продавцы детских автокресел просто скромно помалкивают, предлагая далеко не всегда качественный сертифицированный товар, гарантирующий безопасность ребенка. Но выглядит то оно так, как и указано в ПДД – детское автомобильное кресло.
И вот я начал понимать одну интересную вещь. Пока ПДД в одиночестве расширяют, они не такими выглядят резиновыми, набор увеличения податей ограничен. А можно же еще и при грамотном подходе дела приаттачить нужные положения из КоАП. Например, перевозка животных, особенно крупных собак, потенциально может содержать опасность и для водителя, и для пассажиров, и для иных участников движения. Не задумывались над этим? А я лично не удивлюсь, если и из этого сделают нишу для дополнительных затрат автовладельцу. И снова же все будет выглядеть логичным и верным – оправляться собакам можно в строго указанных местах, водить по улице крупных псин только в намордниках и так далее. Почему бы не обложить податью (или обязанием специально оборудовать автомобиль). И снова – будут нарушать, и снова будут платить в карман инспектору. Главное – творчески подойти к пересечению ПДД и КоАП, и получатся резиновые Правила Дорожного Движения.