Чтобы не грешить против истины, вначале сделаю небольшое пояснение к одному тезису из прошлого материала. Безусловно, мода феминистского протеста в Европе была не в двадцатых годах, а значительно раньше на рубеже веков, а к двадцатым годам уже и высшее общество «старого света» восприняло новые модные тенденции, которыми против них же и протестовали. Вот так – на одно тело женский европейский истеблишмент одевал и дорогие бриллианты, и современную раскрепощенную одежду (если протокол вечеринки не требовал вечерних туалетов).
А в Советской России все воспринялось гораздо сложнее – моду бедных европеек не смогли финансово «потянуть» даже среднеобеспеченные советские гражданки, что, уж, говорить о пролетарских женах и дочерях. К тому же, Сталин в конце двадцатых годов и не планировал развитие потребительского массового модного пошива – мужчинам костюмы, френчи и спецовки, женщинам – то же, но с поправкой особенности строения женской фигуры.
Но, главное – все должно быть простым в производстве, дешевым, доступным для государства, а мода, красота, изящество – это посчитали лишним и мешающим индустриализации. И за дело взялся Пролеткульт. Именно со второй половины двадцатых годов началась в СССР настоящая «культурная революция» — был создан аппарат по формированию нужного руководству страны вкуса в быту и культуре. И пролеткульт рьяно взялся за выполнение возложенной на него задачи – вот образец одной из статей о моде, в которой даже не скрываются причины критики.
В вопросе о модах мы до сих пор являемся слепыми подражателями Запада. Наши трудящиеся женщины прилагают все усилия, чтобы одеться «по-модному» и тратят на это массу времени и средств. Пора бросить эту бессмысленную погоню за «парижскими модами» — они нашим советским женщинам не к лицу. Женщинам нашего Союза, работающим на производстве, в общественных учреждениях, нет времени изощрять свой ум над изобретением причудливых мод, как это делают заграничные «барыни». Время нам выработать свои моды, более простые, доступные для каждой женщины. Необходимо вопросу о создании своих «Советских мод» уделить серьезное внимание в журналах. Повести широкую кампанию против «парижских новинок» и привлечь общественное мнение к созданию советских мод, дав образцы их. Надо добиться, чтобы у нас был создан свой модный журнал, при ближайшем участии трудящихся женщин. Не менять моды каждый год, подчиняясь причудам отдельных «модниц», а изменять их только в смысле гигиены, упрощения, удобства и дешевизны.
Вот вам и весь сказ – все делайте проще, дешевле, и учитесь ценить достигнутые в результате изящество и красоту. Любой может сувениры купить, сделанные в кустарной мастерской, но не этим должен быть горд советский человек – а вот сделать вместо мещанского магнита свой, пролетарский – это другое дело. Одним словом, учитесь вышивать цветочки и прочие узоры на тех «мешках», которые мы способны вам производить и по вашим зарплатам предлагать. А индивидуальность – это уже пусть зависит от того, насколько умелые руки, развитая фантазия на поприще вышивания блеклыми нитками по серой или иного цвета недорогой грубой ткани.
Безусловно, Пролеткульт не подделывал пролетарского возмущения – женщин, которым просто некогда была заниматься шитьем модной одежды для себя, было подавляющее большинство в СССР, в котором 90% человек к тому моменту уже либо работали в колхозах, либо на предприятиях. Оставшиеся 10% приходились на служащих в учреждениях, в которых с конца двадцатых годов тоже «фасонить» было просто опасно. «Культурная революция», формировавшая новый образ строителя «коммунистической империи», стала основой в методике управления обществом. Кстати, с большевицким агитпропом сталинский пролеткульт не имел уже ничего общего. Но об этом поговорим в другом материале.