Олд Оса

О тексте

Написано 15 Jun 2010, размещено в рубрике Что бывало.

Поделиться:

Феминистская мода как форма социального протеста

Реклама модной одежды в советских журналах периода НЭП

Какая же мода вошла в сознание советских гражданок со страниц коммерческих «глянцевых» журналов? Безусловно, это была самая настоящая европейская феминистская мода, но с одной поправкой – в Европе в те годы она являлась формой социального протеста женщин среднего класса против роскоши (в добавление к чисто половому раскрепощению). А в Советской России те же самые представительницы бывших низших сословий ее восприняли, как приобщение к культуре высших «сливок» мировой цивилизации.

И никакой «нэпманской» эта мода не была, «нэпманской» была убогая перешвейная-перекрасочная интерпретация в условиях советской бедности передовой феминистской моды Европы. Помните, наверно, в начале девяностых у нас тоже начали шить в каждом подвале отвратительного вида «варенки»? Так вот, и в период НЭП было предостаточно таких кустарных швейных мастерских, где мастерились все эти безвкусные подобия.

Тенденции же одежной моды Европы в двадцатых годах максимально стремились продемонстрировать раскрепощенность вкусов в сочетании с очарованием элегантных хрупких женских фигур. Обратите внимание – в рекламе европейской одежды двадцатых годов те же длинноногие «от ушей», узкобедрые с широковатыми плесами молодые модели! Я не думаю, что в то время производители массового пошива стремились всех красавиц загнать в единый стандарт для удешевления производства.

Этот тренд пришел в производство гораздо позже, с начала семидесятых годов, когда транснациональными корпорациями, занимающимися производством одежды, намеренно был взят курс на унификацию стандартов пошивочных лекал исключительно с целью поиска путей снижения производственных затрат. И в семидесятых началась реклама худых женщин с этой целью. А в двадцатых все происходило совсем по иным причинам – представительницы горожанок среднего и низшего слоев общества в Европе не имели возможности отъедаться, и потому были худощавы.

Реклама модной одежды в советских журналах периода НЭП

О том, что феминистская мода двадцатых была именно формой социального культурного протеста, свидетельствует и реклама культа замены драгоценностей на дешевую бижутерию. Понятно, что малообеспеченные европейки не имели возможности приобретать золотые кольца и серьги с драгоценными камнями. Поэтому они в знак протеста популяризировали дешевую бижутерию, подчас сделанную их обычной пластмассы (вспомните терзания Эллочки Щукиной, кстати).

Но, как я уже говорил, то, что в Европе было революционным и протестным в мире моды, в России протестным не считалось. Наоборот, эта мода несколько позже, в период преодоления «вещизма» будет названа буржуазной, мещанской, отсталой. И ей в противовес Советский пролеткульт начнет продвигать свою протестную моду – моду тех, кто был и без того беден, но скоро с началом политики индустриализации и «затягивания поясов» станет еще беднее.

Но об этом этапе я расскажу вам в следующем материале.

Leave a Reply

Олд Оса

Свежие статьи

Недавние комментарии