Поскольку, добывая древесный уголь, приходилось много копать, часто работники натыкались на древние курганные захоронения, в которых встречали вперемешку старинные копья, мечи, кольчуги и шлемы, а также и кости самих павших воинов. Работа эта была достаточно монотонной и трудной, отвлечься можно было только негромкой заунывной песней.
О чем мог петь крестьянин? О доле своей, о том, что находил в курганах, о том, как ждет его семья, о том, как сам скоро окажется похороненным в этой земле. До наших времен дошло немного именно старинных былинных песен, больше именно таких придуманных за работой народных интерпретаций. Если внимательно слушать фольклорные напевы, можно разобрать, как сюжетная линия часто перескакивает с описания крестьянского быта на темы далеких исторических сражений.
Добывание древесного угля не составляет самостоятельного промысла. Но громадное потребление древесного угля на кузницах, на некоторых заводах, наконец, в домашнем быту для нагревания самоваров и проч., делает этот материал весьма ценным, так как он, подобно дегтю, всегда и везде имеет верный себе сбыт. Уголь развозится на продажу самими дегтярями в больших из лозы сплетенных корзинах, вместимостью от 10 до 12 четвертей. Такие корзины называются кошарами.
В безлесной полосе Орловской губернии за четверть угля платят от 60 до 80 коп. серебром. В один г. Орел в течение года поступает до 5.000 таких кошар с древесным углем, собственно лишь для местного в нем потребления. Полагая, что в каждой кошаре заключается 10 четвертей угля, среднею ценой по 70 коп., в общем итоге получается 50 тысяч четвертей стоимостью до 35.000 р. серебром.
Про копание древесного угля оценил.
[…] Повод задуматься хороший: как они жили там, в XIX веке. Древесный уголь, бочки, дёготь. Капитализм на носу. Железные дороги […]